Как составить письмо
Рекомендации по составлению писем:
Специфическими чертами официально-делового стиля изложения являются:
-
подчеркнутая официальность и деловитость;
-
адресность (наличие отправителей (адресантов) и получателей (адресатов) деловых писем);
-
устойчивая повторяемость словарных величин в сочетании с ограниченностью их использования в тексте деловых писем;
-
лексическое и композиционное единообразие содержания письма;
-
максимально нейтральный тон изложения;
-
точность и ясность, исключающие непонимание или двоякое толкование содержания письма;
-
лаконичность изложения содержания.
Деловое письмо должно располагать адресата к себе проявлением искренности. Общий тон письма, при всей его подчеркнутой официальности и деловитости, должен быть доброжелательным по отношению к адресату, так как это способствует установлению лучшего взаимопонимания между участниками переписки.
Опираясь на специфику стиля, можно выделить несколько рекомендаций при составлении писем:
-
Излагайте суть преимущественно простыми, короткими предложениями, старайтесь избегать причастных и деепричастных оборотов и других осложняющих конструкций.
-
Отдавайте предпочтение прямому порядку слов в предложении - подлежащее предшествует сказуемому, определение стоит перед определяемым словом, а вводные слова находятся в начале предложения.
-
Применяйте устойчивые словосочетания и обороты письменной речи.
-
Употребляйте специальные термины в их общепринятом толковании и только в том случае, если применение термина является совершенно необходимым.
-
Исключите устаревшие слова и выражения (архаизмы), отжившие канцелярские обороты, заимствования из диалектов. А также не следует употреблять недавно появившиеся выражения, профессиональный жаргон и т. п.
-
Излагайте суть спокойно, ровно и нейтрально. Проявление как чрезмерной любезности, так и недоброжелательности или даже грубости, не допускается. В процессе изложения будьте умерены в просьбах, сдержаны в оценках событий, объективны при изложении фактов.
-
Не намекайте получателю письма на его мнимую невнимательность, используя в тексте письма формулировку типа: «Предлагаю внимательно изучить...».
-
Не торопите адресата принять решение, употребляя в тексте письма слова «Срочно», «Незамедлительно», «В возможно более короткие сроки». Лучше указать, когда бы Вы желали узнать о решении, например, следующим образом: «Убедительно прошу Вас сразу же сообщить о своем решении».
-
Не навязывайте адресату содержанием (или подтекстом) документа ожидаемый исход освещаемого в письме вопроса, например, так: «Прошу изучить и решить вопрос положительно» или «Прошу утвердить эту кандидатуру».
-
Если Вы сообщаете о том, что выполнение поручения или просьбы невозможно, не начинайте письмо с констатации отказа – сначала изложите мотивацию своего решения и дайте понять, что при определенных обстоятельствах к вопросу можно вернуться.
-
Проявляйте дипломатию в тех случаях, когда вы сообщаете о чем-то положительном: дайте понять, что исполнение просьбы стоило Вам известного труда, в противном случае Вы рискуете столкнуться с новыми настойчивыми обращениями по еще менее существенным проблемам.
Примеры форм вежливого обращения при составлении писем:
Формулы приветствия :
«Добрый день», «Доброе утро», «Здравствуйте», «Добрый вечер», «Приветствую Вас».
Формулы прощания :
«До свидания!», «До скорой встречи», «Приятного вечера!», «Доброй ночи!», «Прощайте», «Позвольте попрощаться», «До вечера».
Формулы выражения просьбы:
«Если Вам нетрудно, сделайте..», «Принесите, пожалуйста», «Сделайте одолжение», «Если Вас не затруднит…», «Позвольте просить Вас о помощи», «Не могу ли я попросить Вас?».
Просьба может излагаться:
от первого лица единственного числа («Прошу...»),
от первого лица множественного числа («Просим...»),
от третьего лица единственного числа (в этом случае употребляются существительные с собирательным значением: «Дирекция просит...», «Администрация просит...», «Совет трудового коллектива просит...» и т.п.),
от третьего лица множественного числа, если употребляется несколько существительных с собирательным значением (Администрация и Совет трудового коллектива просят...).
Собственно просьба:
«Обращаемся (обращаюсь) к Вам (вам) с просьбой...»:
...об отправке в наш адрес...
...о направлении в мой адрес...
...о высылке в адрес нашей организации...
...о предоставлении мне...;
«Просим (прошу) Вас (вас)...»:
...сообщить (нам)...
...выслать (мне)...
...срочно представить...
...немедленно доложить...
...известить (руководство предприятия) о...
...проинформировать меня о...;
«Прошу Вашего (вашего) согласия на...»:
...отправку в адрес...
...предоставление нам...
...ознакомление... с...
...передачу... следующего оборудования... ;
«Просим Вашего (вашего) содействия в...»:
...получении...
...скорейшей отправке...
...предоставлении дополнительной информации относительно...
...проведении... ;
«Прошу Ваших (ваших) указаний...»:
...на выдачу со склада предприятия... представителю...
...на оформление документов о...
...на пересмотр...
Проведение деловых мероприятий, конференций:
Для того чтобы профессионально организовать конференцию, следует:
-
подобрать место для проведения конференции;
-
оформить место для проведения конференции;
-
разместить в конференц-зале рекламные плакаты с логотипами спонсоров;
-
изготовить полиграфическую и сувенирную продукцию;
-
забронировать номера в гостинице, обеспечит гостей проживанием в отеле;
-
организовать питание для участников конференции (кофе-брейк, фуршет или банкет);
-
снабдить заказчиков конференции фото- и видеосъемкой;
-
организовать трансфер для участников конференции;
-
обеспечить заказчиков конференции всей необходимой технической аппаратурой (звук, свет, проекторы, плазменные панели).
Во время подготовки конференции не стоит забывать о бюджете, отведенном для организации делового мероприятия, поэтому первоначально необходимо разработать план конференции, следуя которому удастся избежать непредвиденных расходов.
Приведем пример такого плана:
-
разработка концепции мероприятия;
-
подбор оптимальных площадок для проведения конференции;
-
составление плана технической поддержки;
-
составление бюджета;
-
регистрация участников;
-
подготовка печатной и сувенирной продукции;
-
комплектация «портфеля участника» (подготовка сувенирных материалов для участников конференции);
-
заказ профессионального переводчика (если требуется);
-
транспортные услуги;
-
оформление залов;
-
заказ услуг секретарей, помощников и ассистентов для работы в зале заседаний, офисе, организационном комитете;
-
организация банкетов и фуршетов в рамках конференции, а также выездное банкетное обслуживание;
-
организация развлекательных мероприятий.